< html> Домашний сайт - Словарь терминов

Словарь терминов

Словарь терминов

Авария – поломка, повреждение.

Аврал – неотложная экстренная работа.

Анемометр – прибор для определения скорости ветра.

Ахтерштаг – стальной трос, поддерживающий мачту с кормы.

Ахтерштевень – деталь набора судна определяющая форму кормы (при острой корме); на нем навешивается руль.



Байдарка – обычно разборное узкое гребное судно; гребец сидит лицом вперед и гребет двухлопастным веслом без уключин. На байдарку можно поставить небольшой парус.

Бакан – плавучий знак навигационной обстановки для ограждения фарватеров. На реке – бакен, слева по течению белый, справа – красный.

Бакштаг – курс судна к ветру когда ветер дует сзади сбоку.

Балансирный руль – руль, часть пера которого находится впереди его вертикальной оси вращения.

Балл – 1. Мера силы ветра по шкале Бофорта имеющей 12 баллов.

-2. Мера волнения; шкала волнения имеет 9 баллов.

Балласт – груз, укладываемый на днище судна или прикрепляемый к нему снизу для придания судну остойчивости.

Баллер – вертикальная ось руля.

Банка – 1. Мель, преимущественно каменистая.

2. Скамейка на лодке.

Бант – нашивка на парусе для усиления отдельных его мест, например, около отверстий через которые пропускаются риф-штерты.

Бар – самое мелкое место на фарватере или параллельный берегу подъем дна.

Бегучий такелаж – все снасти, служащие для подъема парусов и управления ими.

Бейдевинд – курс судна, когда ветер задувает с носа сбоку; на крутом бейдевинде паруса выбраны втугую, на пологом слегка потравлены.

Бермудский парус – косой треугольный парус.

Блок – устройство со вращающимся шкивом облегчающее тягу снастей; бывает одно, двух и многошкивным.

Бон – плавучий причал или заграждение из бревен или плотов.

Борт – бок судна.

Боцман – старшина команды, заведующий судовым хозяйством.

Бриз – легкий береговой ветер.

Брюканец – кусок парусины закрывающий место прохода мачты через палубу или оси шверца через борт судна.

Бугель – металлическое кольцо, надеваемое на мачту или гик; к бугелю могут крепиться ванты, штаг или блочки гика шкота.

Буй – плавучий знак навигационной обстановки для обозначения фарватеров и т.п.

Бухта – 1. Небольшой залив.

2. Трос свернутый кольцами.

Бушприт – рангоутное дерево выдающееся вперед с носа судна. На наших судах не применяется.



Ванты – стальные тросы, поддерживающие мачту с бортов.

Вантпутенсы – детали, которыми ванты крепятся к бортам.

Ватерлиния – линия на поверхности корпуса судна соответствующая сечению его поверхностью воды.

Вахта – вид дежурства для которого выделяется какая-то часть экипажа.

Вельбот – гребная шлюпка имеющая острые нос и корму.

Вертлюг – поворотное соединение гика с мачтой; бывает и у блоков.

Ветер вымпельный – ветер, воспринимающийся на движущихся объектах.

Ветер истинный – ветер, воспринимающийся на неподвижных объектах.

Ветроход – судно, имеющее ветродвигатель с приводом на гребной винт; ходит и против ветра.

Верфь – судостроительная мастерская, у нас обычно домашняя.

Водоизмещение – вес воды вытесненной судном; равно весу судна.

Вооружение – у парусного судна тип парусной оснастки.

Выйти на ветер – оказаться наветреннее конкурента.

Вымпел – длинный узкий флаг поднимаемый на топе мачты.



Гавань – место удобное для стоянок лодок.

Галанить – грести одним веслом с кормы, делая винтообразные движения веслом.

Галс – 1. Положение судна относительно ветра. Левый галс – когда ветер дует с левого борта; правый галс – когда он дует с правого борта.

2. Снасть которой подвязывают передний нижний угол грота.

Галфвинд – курс судна в полветра; ветер дует сбоку.

Гардаман – парусный наперсток; делается из толстой кожи, надевается на ладонь и имеет свинчатку для продавливания иголок. Вещь весьма полезная.

Гик – элемент рангоута судна, по которому растягивается нижняя шкаторина косого паруса.

Гика – шкот – снасть, прикрепляемая к гику и служащая для управления парусом.

Глиссирование – движение судна в режиме скольжения; судно поддерживается на воде за счет динамических эффектов.

Грот – на одномачтовых судах с вооружением кэт или шлюп косой парус, растягивающийся передней шкаториной по мачте.

Губа – бухта, залив.



Дакрон и лавсан – синтетические парусные ткани.

Дельные вещи – мелкие детали оборудования судна: утки, стопора, блочки, такелажные скобы и т.п.

Диаметральная плоскость, ДП, – продольная вертикальная плоскости симметрии корпуса судна.

Дифферент – продольное наклонение судна вызывающее разность в осадке носа и кормы.

Дрейф – снос судна ветром или течением.



Журнал вахтенный – тетрадь, дневник в который заносится вся жизнь корабля.



Задраить – закрыть.

Заесть – застрять.

Заложить – укрепить снасть.

Замок – узел соединения деталей корпуса, моста или рангоута судна.

Зарываться – рыть носом воду.

Зыбь – волнение без гребней при отсутствии ветра.



Каболка – нитка, из которой составляют тросы.

Камбуз – судовая кухня.

Капитан – главное лицо на судне, которому безоговорочно подчиняется экипаж.

Катамаран – двухкорпусное судно.

Килеватость – угловатость днища корпуса в ДП.

Киль – основной продольный брус в наборе корпуса судна располагаемый под шпангоутами в ДП. На разборных судах отсутствует.

Кильватер – струя, остающаяся за судном.

Кильсон – продольная связь набора корпуса судна, укладываемая в ДП внутри судна на шпангоуты.

Кипы – планки с отверстиями, обушки или блочки, через которые проводят стаксель-шкот или другие снасти.

Кокпит – углубление в палубе, в котором размещаются рулевой и другие члены команды.

Комингс – порожек.

Компас – прибор, показывающий направление магнитного меридиана.

Конец – отрезок троса.

Контргалс – короткий вспомогательный галс при несимметричной лавировке.

Корабль парусный – трех и более мачтовое парусное судно с полным прямым вооружением; в отличие от барка корабль на бизань-мачте несет не только косые но и прямые паруса.

Корги – каменистые банки при отливе выступающие из воды.

Коренной конец снасти – тот ее конец, которым она закреплена.

Корма – задняя оконечность корпуса судна.

Корпус – основа судна состоящая из внутреннего набора, оболочки и палубы.

Коуш – металлическое кольцо или скоба с желобком заделываемые в огон троса.

Краспица – распорка между вантой и мачтой.

Крейсер – судно, предназначенное для дальних плаваний.

Крен – наклон судна на бок.

Курс – направление, в котором идет судно.

Кэт – простейшее парусное вооружение с одним косым парусом на мачте.



Лаг– устройство для измерения скорости судна.

Лата – тонкая гибкая пластинка, которую вставляют в нашитые на парус латкарманы для поддержания его выпуклой задней шкаторины.

Ликтрос – трос, пришиваемый к передней шкаторине паруса; вставляется в ликпаз на мачте.

Ликпаз – выемка в мачте или гике или закрепленный на них специальный профиль для крепления передней шкаторины паруса.

Лопарь – 1. Ходовой конец, за который выбирается снасть.

2. В талях – часть снасти, находящаяся между блоками.

Лоция – руководство для плавания содержащее описание акватории

Луда – небольшой каменистый голый остров.



Магнитный меридиан – линия на поверхности земной сферы вдоль которой устанавливается стрелка компаса; угол между магнитным и географическим меридианом – магнитное склонение.

Мидель – самое широкое место корпуса судна.

Мидель-шпангоут – самый широкий шпангоут в корпусе судна.

Миля морская – 1852 м; минута дуги меридиана.

Мочка – то же что и такелажная скоба; U- образная металлическая скобка с винтиком.



Набить – вытянуть снасть втугую, выбрать слабину.

Набор корпуса – детали, составляющие скелет корпуса; кильсон, штевни, днищевая и бортовые лестницы, шпангоуты, стрингера, привальные брусья и т.п.

Наветренная сторона судна или берега – та, откуда дует ветер. Противоположная ей сторона – подветренная.

Навигация – кораблевождение.

Непотопляемость – способность судна при аварии не пойти ко дну.

Нок – оконечность горизонтального или наклонного рангоутного дерева, например, гика.

Нос – передняя часть корпуса судна.



Обводы – форма корпуса, прежде всего его подводной части.

Оболочка – мягкая внешняя обшивка корпуса.

Обух – болт с кольцом.

Оверкиль – переворот вверх килем.

Оверштаг – поворот судна когда оно пересекает линию ветра носом к нему.

Огон – петля на тросе.

Оковки – разного рода детали, закрепляемые на рангоуте для крепления такелажа.

Определиться – найти тем или иным способом свое место в море.

Осадка – отстояние самой низкой точки корпуса судна от поверхности воды.

Отвалить – отойти от причала или другого судна.

Отдать снасть – снять ее со стопора и отпустить.

Оттяжка – снасть, служащая для оттягивания в сторону детали рангоута или паруса, например, оттяжка гика.

Отстаиваться – стоять на берегу или на воде, пережидая непогоду или другие неблагоприятные обстоятельства.



Пайол –настил, перекрывающий днище судна, слань.

Парусность – площадь судна, подверженная действию ветра.

Парусность паразитная – парусность судна с убранными парусами.

Парусный туризм – плавание под парусами ради собственного удовольствия на легких разборных и надувных лодках.

Пеленговать – замечать по компасу направление на какой-либо объект.

Переход – плавание от одной стоянки до другой.

Перо руля - плоская или профилированная пластина, рабочая часть руля.

Плавучесть – способность держаться на воде.

Планширь – доска или брус, прикрывающий свободную кромку борта беспалубной лодки.

Погон – металлический прут или трос, по которому ходит каретка с блочками для гика шкота, а иногда и стаксель-шкота.

Потравить – немного ослабить натяжение снасти.

Привальный брус – брус, закрепленный по борту для защиты корпуса от повреждений. На малых судах так называют внутренний брус, соединяющий верхние концы всех шпангоутов.

Проа – двухкорпусное судна состоящее из основного корпуса и аутригера – поплавка меньшего размера, закрепляемого на поперечных балках с одного из бортов основного корпуса. Проа всегда несет свой поплавок либо с наветра либо с подветра (тихоокеанское и атлантическое проа).

Протест – форма заявления в судейскую комиссию парусных соревнований на нарушение соперником правил гонок.

Прядь – составная часть троса свитая из нескольких каболок.

Пузо – выпуклость паруса когда он наполнен ветром.

Пяртнерс – отверстие в палубе или деке для прохода мачты.



Развал бортов – наклон бортов в их верхней части в наружную сторону.

Разоружить судно – снять с него паруса, такелаж и рангоут.

Раксы – металлические или пластмассовые скобки ходящие по штагу, к которым крепится передняя шкаторина стакселя.

Рангоут – общее название для мачты, гика и прочих палок на судне, служащих для постановки парусов.

Реек – рейка которой растягивают шкаторину паруса, если он не имеет гика.

Рея – рангоутное дерево, подвешенное за середину на мачте и служащее для подъема прямых или косых латинских парусов.

Рифы – 1. В море и у побережья – косы, отмели, банки из камней, гальки, кораллов и т.п.

2. На парусе – ряд продетых сквозь парус или пришитых к нему завязок (рифштертов или риф-сезней) которыми подвязывается к гику подвернутый парус при взятии рифов.

Риф-банты – усиливающие накладки на парусе в местах пришивки риф-штертов.

Рубка – надстройка над палубой у которой между ее стенками и бортами судна имеется проход.

Рулевой – член экипажа управляющий судном.

Руль – устройство для управления судном; подвешивается на корме корпуса. На наших судах рули откидные, состоят из пера руля и рулевой коробки, в которой оно закрепляется.

Румпель – рычаг, которым поворачивают руль.

Рыскать – вилять из стороны в сторону, сбиваться с курса.



Свесы – висящие над водой части корпуса судна.

Сегарсы – кольца, ходящие по мачте; иногда их используют для крепления паруса.

Седловатость – продольная погибь палубы и линии борта корпуса, приподнимающая его оконечности.

Серп – выпуклость задней шкаторины косого паруса.

Слабина – провис снасти.

Слаблинь – трос, которым парус может быть пришнурован к мачте или гику.

Слань – то же что и пайол.

Спинакер – пузатый добавочный парус для попутных ветров; изредка применяют на гонках.

Сорлинь – тросик для подъема пера руля.

Стаксель – косой треугольный парус, ставящийся впереди мачты на штаге.

Степс – гнездо, в которое своим шпором упирается мачта.

Стопор – приспособление для фиксации ходовых концов снастей.

Стоячий такелаж – ванты и штаг, поддерживающие мачту.

Стрингер – деталь набора корпуса судна, продольная рейка или трубка, проходящая по днищу или борту и поддерживающая обшивку корпуса.



Табанить – грести веслами в обратную сторону, тормозя лодку.

Тали – приспособление для получения выигрыша в силе, состоящее из двух или более блоков с проходящим через них тросом.

Такелаж – все снасти на судне.

Талреп – устройство для обтяжки стоячего такелажа; бывают мягкие талрепы с юферсами и винтовые талрепы.

Теоретический чертеж – точный масштабный чертеж корпуса судна в трех проекциях; необходим при проектировании судна.

Топ – верхний конец мачты.

Топенант – снасть, закрепленная на топе мачты и поддерживающая гик при спущенном парусе.

Траверз – направление перпендикулярное ДП судна.

Травить – понемногу выпускать снасть.

Транец – плоская кормовая а иногда и носовая оконечность корпуса.

Трапеция – приспособление на котором висит за бортом матрос, откренивающий судно.

Тримаран – трехкорпусное судно.



Узел – 1. Морская мера скорости, миля в час или 0,514 м/с.

2. Всякая петля, сделанная на снасти вокруг какого-либо предмета, а также связка концов тросов между собой.

Уключина – рогулька в которую при гребле вставляется весло.

Утка – двурогая планка для крепления снастей; разновидность стопора.



Фал – снасть для подъема паруса.

Фаловый угол – верхний угол паруса, к которому привязывают фал.

Фальшкиль – продольный защитный брус закрепляемый по килю и днищу снаружи корпуса. На яхтах выполняется в виде тяжелой чугунной, свинцовой, а иногда и урановой отливки и служит для обеспечения остойчивости.

Фальшшов – складка на парусе для упрочнения его полотнища.

Фарватер – проход для судов между мелями и прочими опасностями.

Фордевинд – 1. Курс судна по отношению к ветру, когда тот дует с кормы.

2. Поворот, при котором судно пересекает линию ветра кормой к нему.

Форсировать парусами – нести их слишком много.

Форпик – носовой отсек корпуса отделяемый перегородкой.

Форштевень – деталь набора корпуса определяющая форму его носа.

Фата–моргана – оптическое явление в атмосфере, сложный мираж.



Ходовой конец снасти – тот, за который ее тянут.



Швартовать – привязывать судно к берегу или к другому судну.

Швартов – трос, которым швартуют.

Шверт – выдвижной киль.

Швертбот – однокорпусное парусное судно со швертом вставленным в швертовый колодец.

Шверц – откидной шверт навешенный на борту судна.

Шверцбот – однокорпусное парусное судно с навешенными по бортам шверцами.

Шкаторина – край паруса.

Шквал – внезапный, сильный но непродолжительный ветер.

Шкот – снасть которой управляют парусами.

Шкотовый угол паруса – нижний задний угол, к которому крепят шкот.

Шлаг – оборот снасти вокруг чего-либо.

Шлюп – одномачтовое судно имеющее грот и стаксель.

Шпангоуты – ребра судна поддерживающие его обшивку.

Шпация – интервал между шпангоутами.

Шпор – нижний конец мачты.

Шпрюйт – снасть, разносящая нагрузку, например, от ванты, на две точки.

Штаг – стальной трос поддерживающий мачту спереди.

Штевень – сокращенное название для фор- и ахтерштевня.

Штерт – короткая тонкая снасточка.

Штормовые паруса – прочные небольшие по площади паруса, которые ставят на очень сильных ветрах.

Штиль – отсутствие ветра.

Шхеры – прибрежные районы морей и крупных озер изобилующие островами, проливами и заливами, сложные в навигационном отношении.



Эскадра – группа судов под общим командованием.



Юферс – деревянная или пластмассовая деталь с отверстиями используемая в составе мягкого талрепа.



Якорь – устройство для удержания судна на одном месте наплаву. Обычный якорь цепляется за дно. Плавучий якорь представляет собой нечто вроде парашюта и используется для того, чтобы развернуть судно носом к волне и ветру на глубокой воде.

Ял – короткая и широкая мореходная парусно-гребная шлюпка.





Get Adobe Flash player

Яндекс цитирования

Заказать хостинг!
Rambler's Top100